Тантра — это не только сенсация

Tantra-yoga

Трудно представить что-либо более экзотическое, эффектное и сенсационное в традицияхйоги, чем практикаТантры. Ещё ни один аспект йоги так не притягивал к себе современный ум в поисках эксцентрики, развлечений и тайн. Кажется, чтоТантрапредлагает как духовный, так и мирской успех и процветание, причём, наивысшей степени. Она охватывает не только внутреннее взаимодействие счакрами, локамии божествами, но и многие важные методы лечения тела и ума. И помимо всего перечисленногоТантрадаёт особые средства для повышения сексуального удовольствия, для зарабатывания денег, достижения успеха и победы над врагами. Можно подумать, она выполняет любые человеческие желания! Есть в ней нечто для каждого, особенно для того, кто не приемлет пути аскетизма или отречения в духовной жизни. И это нечто поднимаетТантрунад всеми прочими традициями вЙоге.

Даже индийцы нередко описываюттантриковкак великих магов, наделённых особой силой преодолевать трудности и удовлетворять наши желания, призывая на помощь богов посредством драгоценных камней,мантр, янтрипудж, а также устранять негативные влияния и плохую карму, вставшие на нашем пути к счастью. Такиетантрикизачастую используют очень конкретные науки, особенно, ведическую астрологию, а также Йогу и Аюрведу, заявляя, что являются экспертами в данной области. Однако, ещё чаще встречаются те, кто заявляет, что обладает необычными личными способностями, например, особой силой –сиддхи– и связью с божествами, гуру или даже духами, которые могут для нас сделать что-то и устранить какие-то трудности, нами испытываемые.

Некоторые тантра-гуру считаются настолько могущественными, что их взгляд или прикосновение должны исполнять любое желание. Они помогают быстро и чудесным образом достичь того, чего никак не удавалось достичь собственными усилиями, чего нам не позволяла наша карма, наша судьба. Само собой разумеется, что такие гуру немало берут за свою помощь или же требуют нашей личной преданности и верности в самых разных вопросах. Многие индийские политики запросто обращаются к их услугам во время выборов или для победы над оппонентами.Тантрическиечудеса проникают в литературные рассказы и романы, обретая ещё большее очарование.

Даже самых непорочных гуру, не носящих образ мага-тантрика,воспринимают подобным образом, ожидая от них исполнения желаний. Такова жажда человека получить помощь свыше, что сделает его жизнь лучше и соответствующей тому, как он её хочет видеть. Понятно, что попытки использовать Бога, Богиню или гуру для личных целей не вполне духовны, однако же свойственны каждому, особенно с ростом соперничества в современном мире. Заманчивостьтантрическоговолшебства весьма отличается от действительныхтантрическихпрактик, где требуются глубокие знания, праведность и личные усилия для достижения блаженной обители за пределами эго и желаний. И всё же волшебство привлекает внимание гораздо больше.

На Западе под учителем Тантры понимают того, кто учиттантрическомусексу: комбинациитантрическихсексуальных ритуалов,Кама-сутрыи психологии Нью-Эйдж. Как правило, на Западе учителя Тантра йоги являются учителями сексуальных аспектов йоги и, возможно, сексопатологами. Их цель сделать сексуальные переживания человека не только более возвышенными, но и более приятными.

Да, в Тантре мы встретим образ Богини, которая, естественно, будет олицетворять собой секс, особенно в наш век СМИ. Традиционная Тантра связана с богинейШакти(Шакта— традиция), в которой скрыт главный смысл всего учения. Таким образом, образ богини превалирует в большей части Тантры. В свою очередь, Западная Тантра – лишь часть обновлённого поклонения Богине, простиравшаяся до язычества и всяких местных традиций.

И всё жеШакти– это не только секс. Секс – только один из аспектов космической энергии, особенно могущественной в наших воплощённых телах. АШакти– это все виды космических сил. Силы природы, такие как молния, солнечный свет и лунный свет – тоже относятся кШакти, поскольку представляют силы пяти элементов: воды, земли, огня, воздуха и эфира. Электромагнитные силы физического мира мира и психики – тоже формыШакти. ПоклонениеШакти– это не поклонение сексу, а понимание вышеупомянутых сил и знание о том, как они действуют. Великиетантрикимогли пользоваться всеми видамиШактикак во внешнем, так и во внутреннем мире.

Остальные аспекты Тантры тоже появились на Западе, но и тут не обошлось без недоразумений.Кундалиниичакры– самая распространённая тема НьюЭйдж, однако представляются они несколько иначе, чем в классической йоге.Чакры, в отличии от традиционнойтантрическоййоги, рассматриваются не только как центры духовных процессов, сколько как центры физического и эмоционального возздействия в лечебных целях. Лечение чакр широко распространено во многих практиках НьюЭйдж, включая всевозможные виды массажа, работу с телом и энергиями и леченияпраной.Чакры, являющиеся энергетическими центрами тонкого тела, зачастую упрощают до физической формулы. Может быть, подобные занятия и несут благотворное влияние организму, но они не раскрывают глубинных аспектов энергиичакрв практике йоги, потому, что тут уже требуются крепкаясадхана,мантра,пранаямаи медитация.

Западные Тантра-гуру тоже подхватили стиль «сумасшедших гуру», имевших место и в традиционной Тантре. Эти неортодоксальные личности действуют самым непредсказуемым, противоречивым или даже аморальным образом. Они делают всё, что пожелают, причём, в самой странной и идиосинкратической манере. Считается, что можно поставить гуру выше этических норма поведения, но для нас, живущих на Западе и вышедших из культурыраджасаитамаса, это довольно сложно в любом случае. Комбинация западных фантазий на тему НьюЭйдж и врождённой потребности индийцев в йоге волшебнике породила массу иллюзий и заблуждений, если не жульничества и манипуляции. И это же мешает нам понять, что Тантра в более широком смысле слова – это глубокий, мудрый, высоко духовный и эстетический путь к пониманию осознания вселенной, в которой мы живём. Реальная Тантра, как правило, остаётся похороненной за заманчивыми прелестями и преувеличенными заявлениями.

Привлекательность Тантры не нова для человеческих культур. Это лишь ещё одна форма всё того же стремления к магии, оккультизму и обрядам, в той или иной степени присутствовавших во всех культурах и занимавших особо важное положение в древнем мире. Древние ведические ритуалы, во многом как современныетанрические, можно аналогичным образом использовать для всех сфер человеческой жизни: от кармы до наслаждения, от победы над соперником домокши– освобождения.

Попытки связать космические силы и наши человеческие желания встречаются везде, даже в монотеистических религиях, считающих язычество порочным. Западные религии прибегают к молитвам, которые используются, в том числе, и для повышения нашего мирского или социального благополучия. Например, христиане-евангелисты в Америке проводят службы и молятся о повторном выборе Джорджа Буша в президенты. Подобные факты встречаются и в Исламе.

Обращение к Богу (независимо от того, в виде бесплотного духа или в форме богов и богинь, святых и гуру) за удовлетворением наших человеческих желаний – один из первых и наиболее распространённых среди людей путей. Естественно, что неразвитое человеческое эго обратится к Богу со своими личными нуждами скорее, чем в поисках знания или из набожности. И в этом случае Тантра предлагает человеку наиболее продуманные способы. Более того, она признаёт ценность такого обращения как первый шаг на духовном пути. Частью её подхода является воспеваниемантрдля повышения благосостояния, для обретения хорошего супруга или для любой другой личной цели. Нет ничего дурного в подобных вещах. Но не стоит забывать, что они вовсе не представляют высший аспект Тантры или Йоги.

По материалам статьи Дэвида Фроули «Тантра и ложные представления о ней».

Продолжение обзорной статьи часть 2, часть 3