Тантрические практики в деталях

ShivaТАНТРА И ТЕЛО

Тантра утверждает, что тело имеет очень большое значение, поскольку является храмом Божественного начала. Она рассматривает физическое и психическое строение человека, как микрокосмос, посредством которого индивидуальная душа сможет понять устройство всей вселенной. По этой причине Тантру считают «телоутверждающей» формой в духовной традиции, в противовес учениям, отвергающим тело. Тем не менее, Тантра не идентифицирует тело в привычном смысле – она рассматривает тело, как мистический символ.
Йога и Веданта нередко подвергающиеся критике за отрицание тела и называемые «идущими против жизни», на самом деле, не отвергают тело, а лишь призывают отказаться от привязанности к нему и от чувства единства с телом ( от понимания «я – это тело»). Йога рассматривает тело как храм Божественного начала и как зеркало всей вселенной. С другой стороны, обычные ценности, которые делают тело средством для достижения высшего счастья, в конце концов  злоупотребляют им ради достижения удовольствий, не способных принести настоящего удовлетворения.

Тело – лучший транспорт, которым природа снабдила нас  для духовного развития. И это главный символ всевозможных уровней и энергий космоса. Однако тело не является нашей подлинной сутью. Тело подвержено болезням, старению и смерти и не может дать продолжительного счастья, не встречающегося там, где всё кратковременно. Каким бы замечательным не был наш транспорт, сколько познаний не дал бы нам, он не может дать нам большего удовлетворения, чем обыкновенный автомобиль, который подобно телу является средством нашего познания и опыта, но никак не нашей подлинной сутью.

Тело следует почитать и заботиться о нём должным образом, поскольку оно – средство нашего познания и просветления. В лишённом энергии и чувствительности теле мы не сможем продвигаться по духовному пути. Такое понимание, являющееся частью космического знания, открывает себя, когда человек перестаёт использовать тело для удовлетворения личных желаний и обращается к телу, как инструменту для развития высшего сознания. Истина состоит в том, что все мы изначально счастливы и свободны как мыслящие существа , даже тогда, когда мы лишены  тела. Высшее счастье покоится в живом существе, которое нельзя считать просто, плотью, которое уже является чистым сознанием. Отсюда и берётся идея, что Тантра, утверждающая тело, может повести по ложному пути. Следует понимать, что Тантра считает тело священной почвой для постижения Божественной Сути.

 

ТАНТРА И РЕАЛЬНОСТЬ МИРА

Наряду с представлением, что Тантра утверждает плоть, существует представление, что Тантра утверждает мир и тантрическая философия допускает реальность, которая не обнаружена в других системах. В соответствии с этой точки зрения существует неустранимое противоречие между Тантрой и системами, которые отрицают существование мира (и тела), как нереальных. Некоторые тантрические учения действительно придают больше реальности проявленному миру, нежели майвади, их точка зрения заключается в идее иллюзорности. Такова позиция недуалистической (Адвайта) Веданты, котороая утверждает, что мир нереален и единственной реальностью является Бог. Типичным в этом отношении является Кашмирский Шайвизм. Однако тантрические системы, которые утверждают реальность мира, на самом деле утверждают его реальность как сознания и стоят далеко от современных материалистических концепций.

Вопреки описанной точке зрения, мы должны понимать, что сейчас преоб­ладающая форма Тантры в Индии — по­клонение   Богине   посредством   Шри Чакры  —  представлена,   в  основном, в проекции недуалистическойВедан­ты. Многие великие сторонники Ведан­ты, отрицающей мир, были учителями Тантры. Самым выдающимся является Шанкарачария, величайший из философов-ведантистов,  который  написал много знаменитых тантрических работ о поклонении Божественной Матери (например Соундария Лахин).

Сама по себе традиция Шакта (традиция, которая поклоняется Богине, или Шакти) является, преимущественно,адвайтической или майявадической, и утверж­дает, что мир не может быть реальным. Это учение представлено вДеви Бхагавата Пуране, одной из наиболее важных тантрических работ о поклонении Боги­не. Оно не схоже сШримад Бхагаватам из Вайшнавизма (поклонениеВишну), которое придерживается дуалистической (двайта)точки зрения относительно во­проса творения. Поскольку вайшнавизм допускает реальность внешнего мира, ясно, что Тантра никогда не считалась исключительной в своей позиции.

Отсюда следует, что Тантра никогда не вступала в противоречия с мироотрицающей точкой зрения, равно как и последняя по сути никогда не про­тиворечила ей. Существует не только жёсткая тантрическая традиция мироутверждения, но также и строгая тантрическая традиция мироотрицания, где Богине поклоняются как Выс­шей Личности, или Абсолюту, стояще­му над всеми проявлениями.

 

ТАНТРА И ЭМОЦИИ

В настоящее время в кругах психологов широко принято подчёрки­вать важность выражения эмоций и высвобождения из памяти силь­ных эмоциональных переживаний или травм. Это противоречит куль­турной традиции подавлять эмоции и игнорировать чувства. Тантра рассматривает эмоции, как инстру­мент для духовного роста. А потому её считают утверждающей право­мерность эмоций, в отличие от тра­диционных духовных учений, их от­вергающих.

Однако традиционная Тантра поо­щряет не рядовые выплески эмоций, которые вызывают лишь усиление привязанности к ним, а через эмоции и к внешнему миру. Тантра рассма­тривает эмоции, как энергию в ло­вушке и ищет возможности высвобо­дить её так, чтобы эмоция, как волна растаяла в море сознания. Такой про­цесс возможен, когда мы понима­ем, что эмоции — это разнообразные космические энергии, ограниченные и выведенные из равновесия всевоз­можными аспектами привязанно­сти. Тантра использует образы бо­гов и богинь, как миролюбивых, так и разгневанных, чтобы помочь нам вступить во взаимодействие с кос­мическим значением эмоций, кото­рые являются лишь силами природы. Наблюдая Божественную энергию, или игры сознания, неотрывно свя­занного с эмоциями, мы обнаружи­ваем, что эмоции являются способом обращения к Божественному началу внутри нас. Несмотря на то, что Тан­тра не отвергает эмоции, не следует думать, что она поддерживает обык­новенную эмоциональность, скорее она занимается алхимическим про­цессом преобразования человеческих эмоций в Божественные энергии при помощи развития преданности. Тан­тра акцентируется не на выражении личных эмоций, а на понимании их как игр сознания.

Ни классические, ни так называе­мые аскетические йогические мето­ды не занимаются просто подавле­нием или отрицанием эмоций или иных сил природы, которые не ведут к освобождению. Не эмоции и не ка­кие-либо ещё аспекты энергии как таковой пытается подавить Йога, а эго — эгоистическое присвоение окружающего мира, и, как след­ствие, злоупотребление благими энергиями жизни. Йога не призы­вает подавлять то, что естественно для нас, она пытается раскрыть нашу истинную природу, благодаря кото­рой сами собой устранятся все при­вязанности и зависимости.

 

ТАНТРА и ПРИМЕНЕНИЕ ОДУРМАНИВАЮЩИХ СРЕДСТВ

Можно услышать, как те, кто ис­пользуют психоделические, или изменяющие сознание наркотики, ссылаются на родство с Тантрой, где иногда применяются интоксицирующие средства. Как и в сексуальных практиках,тантрические учения от­носятся к применению интоксикаций как к предварительному шагу, или метафоре. К примеру, вино символи­зирует внутренний поток блаженства, высвобождаемого практикой йоги. Ис­пользование интоксикаций встреча­ется в Тантре, но отнюдь не является её характеристикой. Случается, что и внетантрических традиций ин­дийские садху применяют марихуану (ганджу), однако, большинство учи­телей не поддерживают эту практику. Психоделические препараты выводят нас из обычного состояния сознания и способны помочь нам увидеть новые горизонты жизни, и всё же их возмож­ности очень ограничены, а частое при­менение ведёт к побочным эффектам. Существуют более безопасные пути, ведущие к тому же результату, они бо­лее благоприятны и годятся для дли­тельного применения. Это мантры и медитации — базовые методы йоги.

По материалам книги Дэвида Фроули «Тантра и ложные представления о ней»

Начало обзорной статьи: часть 1, часть 2