Поднимаясь над старыми или новыми иллюзиями, мы должны понять, что Тантра – это комплекс традиций, многогранный и многосторонний, сильно отличающийся или даже противоречащий популярным заблуждениям. Тантра тесно переплетается с духовными учениями Индии, возвращаясь в глубины истории древности. Широко распространённое не только на Западе, но и в современной Индии, представление о Тантре, является отголоском лишь маленькой частички обширной системы знания.
Положение Тантры можно сравнить с положением тесно связанной с ней Йоги. Как и в Тантре, в Йоге делается упор на физическую сторону – практику поз и асан, пусть даже этот аспект является малой частичкой классической Йоги, чья главная задача медитация. Мы живём в материалистическом мире, мире массовой информации, где духовные традиции переделывают и сводят до модели, работающей с физиологией и чувствами. Такой подход может содействовать популяризации, но существенно принижает и искажает истинное значение практик.
Чувственный образ Тантры может спровоцировать кого-то отказаться от Тантры как таковой. По этой причине многие духовные организации на Западе и на Востоке избегают соприкосновения с Тантрой. Тут кроется ещё одна ошибка. Избегая Тантры, они лишают себя позитивных её аспектов: богатого знания и практик, связанных с тонкими аспектами Йоги, поклонения божествам и умения гармонизировать свою материальную деятельность с высшими божественными мирами.
И тут возникает главный вопрос: как отделить глубинные, высшие аспекты Тантры от внешних, поверхностных представлений о ней. Иллюзии, с ней связанные, затмили тот факт, что Тантра – эта выдающаяся наука. Это ценная система знаний, приносящая конкретные результаты, если правильно её применить. Использование мантр, ритуалов, пранаямы и медитации в тантрических техниках, возможно, наиболее продуманное и полноценное из всей традиции йоги. Тантра объясняет, как для подлинной защиты или лечения организма использовать такие науки, как ведическая астрология, Васту и Аюрведа.
Именно в Тантре мы встречаем наиболее развёрнутое объяснение сил мантры: каждый слог санскритского алфавита описан подробнейшим образом. Бижда мантры, Шакти мантры – такие как хрим и шрим – обладают наибольшим могуществом среди мантр. Аналогичным образом Тантра даёт лучшее объяснение использования янтр (геометрических символов, предназначенных для медитации) как ценных инструментов для концентрации и медитации. Например, поклонение Шри Чакре и Шри Янтре, воможно является наиболее важным и обстоятельно представленным во всех учениях Йоги. В Шри Чакре присутствует вся вселенная и тонкое тело.
Тантра – хороший способ помочь людям любых традиций восстановить поклонение богине и вернуть правильные формы поклонения ей. По мере развития Христианства, общепринятое языческое поклонение Богине, издавна существовавшее на Западе, отвергалось и порицалось. Даже в наши дни Протестантизм не имеет Богини, а единственная Богиня в Католичестве — Мать Мария, которая , в общем-то, и не считается Богиней в Христианской теологии, а является Матерью Иисуса. К западной Тантре были присоединены многие другие формы поклонения Богине, взятые из язычества – от кельтского, греческого, римского, египетского до вавилонского. И всё же эти традиции поклонения – как внешнего, так и внутреннего – в основной своей массе были утеряны. Тантра позволяет восстановить их через осмысление ритуала, медитации и иконографии.
Тантра предлагает широкий выбор образов: Даша Махавидья, или Десять форм мудрости Богини, или множество форм Кали, Дурги и Сундари. Тантра даёт самую подробную информацию о том, как выглядят эти божества, об их формах, украшении и оружии, а также о том, как пользоваться этим оружием. Тантра заключает в себе священное искусство и иконографию. Она хранит традиции великих праздников Богини, таких как Наваратри иДурга Пуджа. Тантрические святые места от Камахьи в Ассаме до Камакши в штате Тамил хранят не только традиции поклонения Богине, но и живую связь с ней в природе.
Пожалуй, Тантру можно назвать основным течением в индийской религиозной жизни последнего тысячелетия и более, и именно она позволяет нам лучше понять направление движения индуизма. Большая часть индуизма, буддизма и джайнизма является тантрической. Если присмотреться внимательно, крепкая тантрическая составляющая отслеживается в Сикх Дхарме. Тибетский буддизм тоже в целом имеет тантрические формы, взятые из индийской Тантры Бенгалии и Бихара.
По материалам книги Дэвида Фроули «Тантра и ложные представления о ней»