Йо́га, Yoga (योग) — понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных и физических практик, созданных в разных школах индуизма и буддизма.
Эти практики направленны прежде всего на управление психикой и психофизиологией человека, ради достижения возвышенного психического и духовного состояния.
Слово «йога» произошло от санскритского корня йодж или йудж, имеющего много смысловых значений: «упражнение», «обуздание», «единение», «связь», «гармония». Впервые оно встречается в «Риг-веде» — древнейшем из сохранившихся памятников индийской литературы. За пределами Индии термин «йога», как правило, ассоциируется чаще всего с хатха-йогой и её асанами, или с физическими упражнениями.
На самом деле система йоги, помимо чисто физических упражнений, включает способы контроля психических состояний, методы, позволяющие сохранять целостность своего «Я», изменения состояния сознания и ряд других эффектов от практики. В широком смысле своего значения йога — это метод управления собственным сознанием. Йога прежде всего направлена на гармонизацию физического и эмоционального состояний человека. Практика хатха-йоги развивает гибкость тела, способствует похудению, нормализует гормональный фон организма и обеспечивает приток крови к мышцам, органам, суставам и сухожилиям, что в свою очередь, служит профилактикой целого ряда заболеваний, как физического, так и психологического характера. Того, кто занимается йогой, называют йогом или йогином.
Во времена индоарийской культуры, около трех тысяч лет назад, в долине реки Ганг появились священные книги индийских мудрецов Веды («Знания»), а позже комментарии к ним – Упанишады. Появление этих рукописей дало толчок развитию философской мысли в Индии. Появились философские системы и школы, но все они признавали Йогу как общий метод, практическое средство познания мира.
Во II веке до н.э. мудрец и йог Патанджали обобщил опыт предыдущих поколений в своем труде «Йога-сутра». Этот текст состоит из примерно 200 утверждений (сутр).
Слово «сутра» буквально означает «свиток» — тексты были в виде свитков, а также «нить», нить в памяти, помогающая ученику запомнить и сохранить знания и мудрость Патанджали. В этой небольшой книге — вся суть йоги.
योग: चित्त-वृत्ति निरोध:
Yogaś citta-vṛtti-nirodhaḥ
Йога есть обуздание волнений, присущих уму
/«Йога-сутры» 1.2/
Дословно «Йога — это обуздание (ниродхах) изменчивости (вритти) ума (читта)». Йоги рассматривали тело как храм бессмертного духа, который нужно как можно дольше сохранить. Поэтому йоги создали систему практик для омоложения тела и продления жизни. Все их старания привели к созданию Хатха-йоги.
«Йога-сутры» Патанджали также выступили основой для системы аштанга-йоги. Восемь ступеней аштанга-йоги:
- Яма — принципы взаимодействия с внешней средой
- Нияма — принципы взаимодействия с внутренней средой
- Асана — объединение ума и тела посредством физической деятельности
- Пранаяма — контролирование дыхания, приводящее к объединению тела и ума
- Пратьяхара — отвлечение чувств от контакта с их объектами
- Дхарана — целенаправленная сосредоточенность ума
- Дхьяна — медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи)
- Самадхи — умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы
Иногда их делят на четыре низшие (хатха-йога) и четыре высшие ступени (ражда-йога).
Из них, кроме хатха-йога и ражда-йога, наиболее известны джняна-йога, карма-йога, бхакти-йога. Но сейчас чаще всего на слуху термины — кундалини-йога, парная йога, тантра-йога и другие. Конечная цель практики йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья и до достижения полной мокши — освобождения из круговорота рождения и смерти, и всех страданий материального существования посредством осознания своего единства.
Термин «йога» часто используется в «Бхагавад-гите», которая описывает йогу как контроль ума, искусство деятельности, осознание высшей природы души (атмы) и трансцендентности Верховного Господа (Бхагавана). Кришна учит, корнем всех страданий является возбуждённый эгоистическими желаниями ум. Единственным способом остановить пламя желаний является контроль ума посредством самодисциплины с одновременным вовлечением в возвышенную духовную деятельность. Воздержание от деятельности, однако, считается таким же нежелательным, как и чрезмерное вовлечение в неё. Согласно «Бхагавад-гите», высшей целью является освобождение ума и разума от материальной деятельности и их сосредоточение на духовном уровне через посвящение всех действий Богу.
В добавок к 6-й главе, целиком посвящённой традиционным практикам йоги, включая медитацию,«Бхагавад-гита» описывает три наиболее важные вида йоги:
- Карма-йога — «йога деятельности»
- Бхакти-йога — «йога преданности», или «йога преданного служения»
- Джняна-йога — «йога знания»
Хотя эти пути отличны друг от друга, их основная цель практически одна и та же — осознать, что Бог в Своей личностной форме (Бхагаван) является изначальной истиной, на которой зиждется всё бытие, что материальное тело временно, и что Сверхдуша (Параматма) вездесуща. Конечной целью йоги является мокша — освобождение из круговорота рождения и смерти (самсары) через осознание Бога и своих отношений с Ним. Этой цели можно достичь практикуя любой из трёх видов йоги, хотя в шестой главе Кришна говорит о превосходстве бхакти над другими путями достижения высшей цели.
.
Подробности по школам и техникам йоги — на сайте:
|