Тантра — экстремальное и реальное

Tantra-yoga_4ТАНТРА И СУМАСБРОДНЫЕ ГУРУ

Многие западные тантрические гуру имеют репутацию действую­щих в чуждой условностям, театраль­ной или даже внутренне противоречи­вой манере, которая иногда включает вступление в сексуальные отношения с учениками или действия по отно­шению к ним оскорбительным обра­зом. Тантра с её открытым взглядом на вещи является более терпимой к не­ординарному поведению, и некоторые тантрические учения говорят, что по­добные методы допустимы в отдельных случаях, так как могут быть полезными как шок для пробуждения ученика.

Однако подобное чуждое условности поведение может быть использовано как оправдание, чтобы прикрыть не­способность контролировать свои же­лания, и может привести к использова­нию учеников в своих интересах. Мы должны заметить, что многие тантри­ческие гуру были воплощениями самого примерного поведения, а необычное поведение не является необходимым предварительным условием для тан­трических учителей.

Это не означает, что истинный учитель не может дей­ствовать в чуждой условности манере, или что он должен стараться угодить предубеждениям ученика, но, буду­чи учителем, он должен, как правило, требовать более высокого, а не более низкого стандарта поведения, чем поведение обыкновенных людей. По­ложение духовного учителя не должно становиться его правом делать всё, что захочется. Оно делает гуру примером для последователей. Таким образом, сумасбродные гуру не являются сущ­ностью Тантры, хотя и они имели ме­сто в истории.

Следует заметить также, что многие из тех, кто стали известными на Западе, как тантрические или сумасбродные гуру, не являются выходцами из каких-либо подлинно традиционных истоков. Большинство — это самозванцы, у кото­рых не было собственных истинных гуру.

Не удивительно, что Тантра дей­ствительно имеет плохую репутацию во многих духовных кругах. Это в зна­чительной мере обусловлено эксцесса­ми Тантр, которые могут включать нетрадиционные сексуальные прак­тики, опьяняющие напитки, заня­тия магией с целью нанести вред или управлять другими людьми, и прочие методы, считающиеся недостойны­ми. По этой причине многие учителя, включая некоторых истинно тантри­ческих, избегают названия «Тантра». Они предпочитают подчёркивать ве­дическую, йогическую или ведантическую традиции, которые включают Тантру, но не были опорочены лож­ным её пониманием.

Сам Свами Вивекананда — первый, кто вынес Йогу и Веданту на Запад сто лет тому назад, — был весьма осмотрителен в пред­ставлении тантрических концепций западной публике, хотя и был хорошо знаком с ними благодаря своему учи­телю Рамакришне — знатоку Тантры. Сделано это было не только дабы не за­деть викторианский разум, но и чтобы избежать воздействия на чувственную сторону современного разума, которая уже была очевидна в его время.

ТАНТРА И ПОКЛОНЕНИЕ БОГИНЕ

Тантра неразрывно связана с покло­нением Богине — женскому выраже­нию божественного существа — и это является одной из её основных черт. Тантра предоставляет целую духовную науку для поклонения Божественной Матери: не просто систему верований или догматов, но практический способ развития нашего высшего сознания посредством Её мудрости и Её мило­сердия. Для тех, кто пытается понять религию Божественной Матери, инду­истская Тантра, возможно, является наилучшим разъяснением.

Помимо того существуют также тан­трические учения, которые помещают в фокус Шиву, Вишну и других богов, и где Богиня не играет основной роли. Тантра не ограничивается поклоне­нием Богине, но определённые виды поклонения Богине обнаруживаются во всех индийских традициях, даже восходящих к самым древним — ве­дическим. Тут Тантра не исключе­ние. Традиционная Тантра почитает как мужскую, так и женскую силы, и утверждает, что Бог и Богиня идут вместе, поддерживают друг друга, и необходимо поклоняться им обоим. Наряду с Богиней существует её су­пруг, великий Бог — Бог Шива. Их дети, Ганеш и Сканда, тоже играют важную роль, так как создают божества инду­истского пантеона, которые все имеют родственные связи.

ТАНТРА И КУНДАЛИНИ

Кундалини, часто переводимая, как сила змеи, является термином, ко­торый приобрёл в настоящее время признание, особенно в йогических и Нью Эйдж кругах, хотя его редко понимают правильно. Кундаліні бук­вально означает свёрнутую в спираль энергию, которая обитает в пещере (кунда). Для любых возможных пре­образований энергию необходимо вы­звать. Для преобразования сознания, требуется особая и мощная энергия. Это — Кундалини.

Тантра предоставляет целую науку йоги и мантры для раскрытия Кундали­ни. Однако основа этой науки в текстах Вед, Веданты и Йоги, которые говорят о преобразующем слове (вак), энергии сознания (чит-шакти) или силе знания (гъяна-шакти), которые являются си­нонимами для Кундалини.

Традиционная роль Кундаліні отлича­ется от той, которую ей приписывают в настоящее время — роли силы, пред­назначенной для власти и управления. Кундаліні является формой Богини, и ей нужно поклоняться как Её силе. Она не является некоторой психической энер­гией, которую необходимо пробудить. Это Божественная энергия, которой надо поклоняться. Попытки управлять Кун­далини посредством практики волевых или насильственных методов являются не только опасными, но и не позволя­ют узнать подлинную сущность Богини и противоречат поклонению ей.

Многие йоги, включая тантрических, могут и не применять особенных прак­тик или пранических манипуляций, чтобы поднять Кундалини. Подъём Кун­далини может произойти в результате развития большой преданности или углублённой медитации и не требует особых техник Йоги. Осознание выс­шего или обращение к знанию могут даже не упоминать термин Кундалини. Энергия всегда следует за сознанием и не должна становиться самостоя­тельной целью. С другой стороны, если мы преследуем цель получить энергию отдельно от сознания, мы можем при­обрести силу, но, так как она не нахо­дится под управлением сознания, она, вероятнее всего, принесёт нежелатель­ные побочные эффекты.

Когда методы Йоги используются, что­бы поднять Кундалини, и зачастую бывают очень полезными, их следует применять как часть практики преда­ния себя Божественному началу или обращения к Высшей Истине. Без этого их невозможно выполнять правильно. Следовательно, обучающийся Йоге дол­жен, прежде всего, иметь подготовку в медитации, управлении чувствами и понимание деятельности ума, прежде чем приступать к работе с Кундалини.

ТАНТРА И ИСКУССТВО

Тантра связана со всеми видами ис­кусства Индии. Так как Богиня — это Божественное   Слово,   Тантра   тесно связана   с   поэтической   традицией санскрита, и вся традиция изучения сан­скрита и литературы на санскрите носит явный тантрический отпечаток. Исто­рии Шивы и Деви (Богини), популяр­ные в тантрических учениях, являются основой индийской музыки и танца. Шива известен, как Натарадж, или Бог Танца. У Богини свой особый нежный танец, называемый ласъя. Индийское искусство, включая живопись, скульпту­ру и архитектуру тоже строится на ин­дуистской мифологии, общей и для Тан­тры. Многие изображения и статуи, встречающиеся в индуистских храмах, получили свой внешний вид и форму по­клонения согласно правилам и предпи­саниям тантрических текстов.

В настоящее время нам необходимо возродить дхарма — ориентированные художественные традиции и вернуть использование образа, иконы и пути священного искусства. Тантрическое искусство может указать нам, как сде­лать это. Но художественная сторона Тантры имеет свой порядок. Она не яв­ляется традицией без правил или чем-то, что утверждает нечто театральное, чувственное, новое или чуждое услов­ности, как искусство.Тантра даёт упорядоченную и последовательную концепцию искусства, основанную на понимании оккультных и духовных законов мироздания.

ТАНТРА И НАУКА

Тантра — это разновидность науки, пути познания как внешнего мира так и внутренних психических сил. Тантраосновывается и тесно объ­единена с разными традиционны­ми науками индийской души — джа, из которых наиболее значительными являются Аюрведа (Ведическая меди­цина) и астрология (Джъотиш). Более того, некоторые современные учёные признают, что энергетические концеп­ции Тантры имеют сходство с их соб­ственными открытиями.

Тантра связана с традициями алхи­мии, популярной в средневековом мире, включая Китай, Индию, Сред­ний Восток и Европу. Фактически, многое из того, что называли алхими­ей, в своём широком значении просто является Тантрой. В этом отношении в Тантре нет ничего нового, кроме возрождения старой алхимической и магической концепции, являющих­ся фундаментом для большей части европейского мистицизма.

Алхимическая традиция присутству­ет в современной Аюрведе, которая использует особые приготовления алхимических форм серы, ртути, слю­ды и прочих минералов. Аюрведа ис­пользует тантрические практики для лечения психики и омоложения. Как Тантра, так и Аюрведа становятся популярными в современном мире.

Для тантрических практик выбира­ют время в соответствии с правилами индуистской астрологии. Симво­лика, основанная на индуистской астрологии, встречается во многих тантрических учениях. Тантриче­ские методы, включая ритуалы, ман­тры и драгоценные камни, также используются для уравновешивания планетарных влияний, как часть астрологии. Индуистская астрология включает хиромантию и другие раз­новидности гадания, многие из ко­торых пришли в Европу с цыганами, которые происходят из Индии. Это также является частью тантриче­ской науки, которая стремится рас­крыть основополагающие законы жизни.

Таким образом, тантрическая на­ука включает духовную, оккультную и материальную науки и является возможной моделью, в которой нуждается наступающая эпоха всемирной гло­бализации.

По материалам книги Дэвида Фроули «Тантра и ложные представления о ней»

Начало обзорной статьи часть 1часть 2, часть 3

UK