Многие западные тантрические гуру имеют репутацию действующих в чуждой условностям, театральной или даже внутренне противоречивой манере, которая иногда включает вступление в сексуальные отношения с учениками или действия по отношению к ним оскорбительным образом. Тантра с её открытым взглядом на вещи является более терпимой к неординарному поведению, и некоторые тантрические учения говорят, что подобные методы допустимы в отдельных случаях, так как могут быть полезными как шок для пробуждения ученика.
Однако подобное чуждое условности поведение может быть использовано как оправдание, чтобы прикрыть неспособность контролировать свои желания, и может привести к использованию учеников в своих интересах. Мы должны заметить, что многие тантрические гуру были воплощениями самого примерного поведения, а необычное поведение не является необходимым предварительным условием для тантрических учителей.
Это не означает, что истинный учитель не может действовать в чуждой условности манере, или что он должен стараться угодить предубеждениям ученика, но, будучи учителем, он должен, как правило, требовать более высокого, а не более низкого стандарта поведения, чем поведение обыкновенных людей. Положение духовного учителя не должно становиться его правом делать всё, что захочется. Оно делает гуру примером для последователей. Таким образом, сумасбродные гуру не являются сущностью Тантры, хотя и они имели место в истории.
Следует заметить также, что многие из тех, кто стали известными на Западе, как тантрические или сумасбродные гуру, не являются выходцами из каких-либо подлинно традиционных истоков. Большинство — это самозванцы, у которых не было собственных истинных гуру.
Не удивительно, что Тантра действительно имеет плохую репутацию во многих духовных кругах. Это в значительной мере обусловлено эксцессами Тантр, которые могут включать нетрадиционные сексуальные практики, опьяняющие напитки, занятия магией с целью нанести вред или управлять другими людьми, и прочие методы, считающиеся недостойными. По этой причине многие учителя, включая некоторых истинно тантрических, избегают названия «Тантра». Они предпочитают подчёркивать ведическую, йогическую или ведантическую традиции, которые включают Тантру, но не были опорочены ложным её пониманием.
Сам Свами Вивекананда — первый, кто вынес Йогу и Веданту на Запад сто лет тому назад, — был весьма осмотрителен в представлении тантрических концепций западной публике, хотя и был хорошо знаком с ними благодаря своему учителю Рамакришне — знатоку Тантры. Сделано это было не только дабы не задеть викторианский разум, но и чтобы избежать воздействия на чувственную сторону современного разума, которая уже была очевидна в его время.
ТАНТРА И ПОКЛОНЕНИЕ БОГИНЕ
Тантра неразрывно связана с поклонением Богине — женскому выражению божественного существа — и это является одной из её основных черт. Тантра предоставляет целую духовную науку для поклонения Божественной Матери: не просто систему верований или догматов, но практический способ развития нашего высшего сознания посредством Её мудрости и Её милосердия. Для тех, кто пытается понять религию Божественной Матери, индуистская Тантра, возможно, является наилучшим разъяснением.
Помимо того существуют также тантрические учения, которые помещают в фокус Шиву, Вишну и других богов, и где Богиня не играет основной роли. Тантра не ограничивается поклонением Богине, но определённые виды поклонения Богине обнаруживаются во всех индийских традициях, даже восходящих к самым древним — ведическим. Тут Тантра не исключение. Традиционная Тантра почитает как мужскую, так и женскую силы, и утверждает, что Бог и Богиня идут вместе, поддерживают друг друга, и необходимо поклоняться им обоим. Наряду с Богиней существует её супруг, великий Бог — Бог Шива. Их дети, Ганеш и Сканда, тоже играют важную роль, так как создают божества индуистского пантеона, которые все имеют родственные связи.
ТАНТРА И КУНДАЛИНИ
Кундалини, часто переводимая, как сила змеи, является термином, который приобрёл в настоящее время признание, особенно в йогических и Нью Эйдж кругах, хотя его редко понимают правильно. Кундаліні буквально означает свёрнутую в спираль энергию, которая обитает в пещере (кунда). Для любых возможных преобразований энергию необходимо вызвать. Для преобразования сознания, требуется особая и мощная энергия. Это — Кундалини.
Тантра предоставляет целую науку йоги и мантры для раскрытия Кундалини. Однако основа этой науки в текстах Вед, Веданты и Йоги, которые говорят о преобразующем слове (вак), энергии сознания (чит-шакти) или силе знания (гъяна-шакти), которые являются синонимами для Кундалини.
Традиционная роль Кундаліні отличается от той, которую ей приписывают в настоящее время — роли силы, предназначенной для власти и управления. Кундаліні является формой Богини, и ей нужно поклоняться как Её силе. Она не является некоторой психической энергией, которую необходимо пробудить. Это Божественная энергия, которой надо поклоняться. Попытки управлять Кундалини посредством практики волевых или насильственных методов являются не только опасными, но и не позволяют узнать подлинную сущность Богини и противоречат поклонению ей.
Многие йоги, включая тантрических, могут и не применять особенных практик или пранических манипуляций, чтобы поднять Кундалини. Подъём Кундалини может произойти в результате развития большой преданности или углублённой медитации и не требует особых техник Йоги. Осознание высшего или обращение к знанию могут даже не упоминать термин Кундалини. Энергия всегда следует за сознанием и не должна становиться самостоятельной целью. С другой стороны, если мы преследуем цель получить энергию отдельно от сознания, мы можем приобрести силу, но, так как она не находится под управлением сознания, она, вероятнее всего, принесёт нежелательные побочные эффекты.
Когда методы Йоги используются, чтобы поднять Кундалини, и зачастую бывают очень полезными, их следует применять как часть практики предания себя Божественному началу или обращения к Высшей Истине. Без этого их невозможно выполнять правильно. Следовательно, обучающийся Йоге должен, прежде всего, иметь подготовку в медитации, управлении чувствами и понимание деятельности ума, прежде чем приступать к работе с Кундалини.
ТАНТРА И ИСКУССТВО
Тантра связана со всеми видами искусства Индии. Так как Богиня — это Божественное Слово, Тантра тесно связана с поэтической традицией санскрита, и вся традиция изучения санскрита и литературы на санскрите носит явный тантрический отпечаток. Истории Шивы и Деви (Богини), популярные в тантрических учениях, являются основой индийской музыки и танца. Шива известен, как Натарадж, или Бог Танца. У Богини свой особый нежный танец, называемый ласъя. Индийское искусство, включая живопись, скульптуру и архитектуру тоже строится на индуистской мифологии, общей и для Тантры. Многие изображения и статуи, встречающиеся в индуистских храмах, получили свой внешний вид и форму поклонения согласно правилам и предписаниям тантрических текстов.
В настоящее время нам необходимо возродить дхарма — ориентированные художественные традиции и вернуть использование образа, иконы и пути священного искусства. Тантрическое искусство может указать нам, как сделать это. Но художественная сторона Тантры имеет свой порядок. Она не является традицией без правил или чем-то, что утверждает нечто театральное, чувственное, новое или чуждое условности, как искусство.Тантра даёт упорядоченную и последовательную концепцию искусства, основанную на понимании оккультных и духовных законов мироздания.
ТАНТРА И НАУКА
Тантра — это разновидность науки, пути познания как внешнего мира так и внутренних психических сил. Тантраосновывается и тесно объединена с разными традиционными науками индийской души — джа, из которых наиболее значительными являются Аюрведа (Ведическая медицина) и астрология (Джъотиш). Более того, некоторые современные учёные признают, что энергетические концепции Тантры имеют сходство с их собственными открытиями.
Тантра связана с традициями алхимии, популярной в средневековом мире, включая Китай, Индию, Средний Восток и Европу. Фактически, многое из того, что называли алхимией, в своём широком значении просто является Тантрой. В этом отношении в Тантре нет ничего нового, кроме возрождения старой алхимической и магической концепции, являющихся фундаментом для большей части европейского мистицизма.
Алхимическая традиция присутствует в современной Аюрведе, которая использует особые приготовления алхимических форм серы, ртути, слюды и прочих минералов. Аюрведа использует тантрические практики для лечения психики и омоложения. Как Тантра, так и Аюрведа становятся популярными в современном мире.
Для тантрических практик выбирают время в соответствии с правилами индуистской астрологии. Символика, основанная на индуистской астрологии, встречается во многих тантрических учениях. Тантрические методы, включая ритуалы, мантры и драгоценные камни, также используются для уравновешивания планетарных влияний, как часть астрологии. Индуистская астрология включает хиромантию и другие разновидности гадания, многие из которых пришли в Европу с цыганами, которые происходят из Индии. Это также является частью тантрической науки, которая стремится раскрыть основополагающие законы жизни.
Таким образом, тантрическая наука включает духовную, оккультную и материальную науки и является возможной моделью, в которой нуждается наступающая эпоха всемирной глобализации.
По материалам книги Дэвида Фроули «Тантра и ложные представления о ней»