Три жемчужины, или бандха

Три жемчужины или замок с секретом: мула бандха, джаландхара бандха и уддияна бандха

shivaВ йогической практике есть несколько упражнений, которые на первый взгляд являются очень простыми в исполнении, но в основе своей несут большую пользу для всего человеческого организма и для высоких достижений в духовной практике.

Эти три жемчужины йоги – бандхи (бандха переводится с санскрита, как «замок», а его основное значение «сдерживать»): уддияна бандха,  джаландхара бандха и мула бандха. Благодаря практике бандх человек может познать многие секреты йоги. Сначала их рекомендуется выполнять по отдельности, чтобы достичь совершенства в каждой из них, а затем делать одновременно три вместе – это называется маха бандха.

Но помните, эти практики считаются достаточно продвинутыми, их выполнение рекомендуется лишь людям, серьезно практикующим йогу. Они  могут, как исцелить человека, так и принести ему вред. Давайте подробнее разберемся в их действии и противопоказаниях.

Джаландхара бандха

Способ выполнения: Сядьте прямо. Сделайте глубокий вдох через нос и задержите дыхание, в это же время коснитесь подбородком ключиц и выпрямите руки в локтях и слегка поднимите плечи. Держите задержку дыхания пока вам будет комфортно. Затем расслабьте джаландхару, поднимая голову и расслабляя плечи и руки. Медленно выдохните. Начинайте с 2 раз и постепенно увеличивайте количество циклов.

В «Хатха йога Прадипика» сказано: «При сильном сжатии горла две нади, ида и пингала, парализуются, а шестнадцать адхар (адхара с санскрита – «хранилище, которое содержит определенную жидкость») средней чакры запираются».

Джаландхара бандха – это самый верхний горловой замок, благодаря которому мы останавливаем протекание потока бинду висарги (нектара бессмертия) ниже вишудхи в манипуру, предотвращаем старение и сохраняем вечную молодость.

Во время джаландхара бандхи тонкие каналы – ида и пингала становятся пассивными и энергия буквально «принудительно» начинает течь по сушумне. Стоит помнить, что область горла является «транзитной» между головным мозгом и огнем пищеварения, от чего зависит целебный эффект джаландхара бандхи.

На физическом уровне джаландхара исцеляет множество недугов, начиная с болезней горла (ангины, тонзиллиты,  воспаления и пр.), заканчивая заиканием. С помощью этой бандхи вы можете даже начать хорошо петь – она улучшает голос и «чистит» голосовые связки. Но главное, эта бандха активно влияет на головной мозг, так как активизирует высшие центры. Кроме того, благодаря сдавливанию горла во время бандхи, мы сдавливаем и щитовидную железу, которая вырабатывает тироксин (гормон, отвечающий за метаболизм в организме и темп его старения), тем самым изменяя ее интенсивность работы.

Также во время выполнения джаландхара бандхи задействованы паращитовидные железы (они расположены по бокам от щитовидной железы), отвечающие за регулирование количества кальция в крови и костях.

По большому счету, джаландхара бандха – это «инструмент», влияющий на скорость обмена веществ в нашем организме и на регулирование его дряхления. Дряхлеет тело физическое, дряхлеет тело праническое, ментальное и психическое.

Противопоказания: высокое кровеносное давление и болезни сердца.

Уддияна бандха

Способ выполнения: сядьте в удобное положение, спину держите прямо. Сделайте глубокий вдох, а затем быстро выдохните, сделав верхний замок (джаландхара бандху) и тут же втяните живот и желудок внутрь по направлению к позвоночнику немного вверх. Задержите дыхание и находитесь в нем 10-30 секунд. Перед вдохом расслабьте живот и желудок, расслабьте джаландхару, подняв голову, выпрямитесь и сделайте глубокий вдох.

Для начинающих рекомендуется делать не более трех циклов подряд и отдыхать 1-2 минуты между каждым из них.

Стоит помнить, что уддияна бандха всегда выполняется вместе с джаландхарой. Тогда как джаландхара может выполняться и сама по себе.

Во время выполнения практики вы можете концентрироваться как на области горла, так и в области солнечного сплетения. Для «закрепления» материала вы можете мысленно повторять мантру Манипура чакры – «Рам» и представлять желтый цвет или соединение с Солнцем.

Уддияна бандха – «летающая бандха», которая при правильном и регулярном ее выполнении может исцелить нас от любых болезней и подарить нам вечную молодость.

Так как эта бандха напрямую связана с брюшной полостью, которая является «стимулятором» и причиной всех болезней, она очищает и тонизирует органы внутренней секреции и пищеварительного тракта, являясь одновременно и провокатором и абсорбентом. Все мы знаем, что все наши болезни имеют начало в животе – оно и не мудрено, вся негативная информация и «грубая пища» к нам попадает через рот в живот. Там и размножается! Уддияна бандха способствует очищению нашего кишечника, но это не единственное ее преимущество.

Противопоказания: если у вас язва желудка или кишечника, межпозвоночная грыжа, повышенное кровеносное, артериальное давление, глаукома, пороки или другие проблемы с сердцем, повышенное внутричерепное давление.

Если же вы страдаете от мелких инфекций желудка, поносов или запоров — уддияна бандха напротив стимулирует их исцеление, помогая также восстановиться выделительной и пищеварительной системе. Уддияна оказывает мощное воздействие на все внутренние органы, тонизируя мышцы, нервную систему и железы внутренней секреции.

Эффект так называемого всасывания (втягивания живота) стимулирует циркуляцию крови в организме и оказывает эффект абсорбента. Кроме того, благодаря тому, что эта бандха не дает течь нектару бессмертия (амрите) вниз, человек, практикующий ее правильно и регулярно, обретает вечную молодость.

Рекомендуют начинать практику бандх в присутствии гуру, который откроет вам тонкости их выполнения на другом уровне, чем инструктор в йога-студии.

Основной же смысл практики уддияна бандхи – это направить энергию в центральный канал – сушумна. Благодаря практике этого замка, человек может стимулировать подъем кундалини. Уддияна бандха изменяет движение вниз апана-вайю, поднимая его вверх и объединяет с прана-вайю и самана-вайю в Манипуре (или пупочном центре), тем самым помогая высвободить нашу жизненную энергию Шакти и направить ее далее вверх к удана-вайю и по сушумне в аджну, открыв себе заветную дверь к просветлению. «Взрыв» или выделение потенциальной силы происходит именно в пупочном центре, который практик не может не заметить – это и есть одно из самых долгожданных и основных событий практикующего. Поэтому уддияна считается наилучшей из бандх. Как сказано в «Хатха йоге Прадипика»: «Когда овладеешь ею в совершенстве, самопроизвольно возникает мукти, или освобождаение».

Правда, здесь еще одно «но». Чтобы добиться таких результатов, уддияна должна быть совершенной, а совершенной ее можно назвать лишь тогда, когда задержка дыхания выполняется в течение 3-4 минут. Уддияна бандха должна выполняться регулярно с другими практиками. При этом важно соблюдать сатвическую диету и сохранять осознанность.

Мула бандха

Способ выполнения: сядьте в удобную сидячую асану. Спина прямая. Идеально, если вы пятку прижмете к промежности, для начала сожмите анус и буквально втяните прямую кишку, внутренности и нижнюю часть кишечника внутрь, а энергию постараетесь поднять вверх.

Старайтесь ощущать мула бандху посередине тела (не спереди и не сзади), там, где находится муладхара чакра. Это и есть мула бандха.

Также мула бандху можно выполнять с частичным или с нарастающим сокращением мышц. Добавлять джаландхара бандху или уддияну, задерживать дыхание на выдохе или на вдохе. Перед выполнением вы несколько раз можете сделать ашвини-мудру, чтобы пробудить спящие энергии и направить их вверх.

mula-bandkha1Здесь, кстати, будет не лишним упомянуть о разнице между мула бандхой и ашвини-мудрой. И та и другая стимулируют кундалини, и та и другая выполняются схожим образом. Только во время выполнения мула бандхи, мы сжимаем зону, которая относится к области муладхара чакры и, обязательно, как бы втягиваем прямую кишку и нижнюю часть кишечника вверх и задерживаемся в этом положении. А в ашвини-мудре попеременно сжимаем именно промежность, анус (и влагалище) и затем расслабляем мышцы.

Самый поверхностный физический уровень Мула-бандхи соответствует инструкции «Сокращайте анус». Технически движения анального сфинктера — не Мула-бандха, а родственная ей практика под названием Ашвини-мудра (Темная лошадь), названная в честь довольно странной привычки лошадей сокращать анальный сфинктер. Однако сокращение сфинктера — лишь первый шаг к познанию более глубоких слоев Мула-бандхи. Эта мышца связками соединена с основанием позвоночника; когда мы ее сокращаем, то подтягиваем Муладхара-чакру. Со временем при правильном выполнении Мула-бандхи анус смягчится и поднимется выше.

Сначала вы скорее всего будете неосознанно сокращать и другие мышцы тазового дна вместе с анальным сфинктером. Следующий шаг в усовершенствовании Мула-бандхи — сделать неосознанные сокращения осознанными. Средний физический уровень освоения Мула- бандхи включает в себя изоляцию сокращений промежности (области между анусом и гениталиями) и перинеального тела (которое является местом прикрепления восьми мышц тазового дна) — без сокращения при этом анального сфинктра.

Чтобы ощутить промежность, нажмите пальцем на пространство между анусом и мошонкой (или половыми губами). А лучше несколько минут посидите, поместив теннисный мячик или пятку ступни в пространство между анусом и гениталиями. По очереди выполняйте сокращения ануса и промежности, пока не научитесь их различать.

Сокращение Мула-бандхи на физическом уровне сродни упражнениям Кегеля, которые используют для устранения недержания мочи и укрепления стенок влагалища после родов. Чтобы понять это, попробуйте в процессе мочеиспускания останавливать поток мочи (женщины сокращают мышцы влагалища).

Очень важно разделить эти две практики, во время мула бандхи важно изолировать мышцы, которыми мы сжимаем анус от вытягивания энергии муладхары вверх.

Итак, главная задача мула бандхи – это с помощью вырабатываемого во время упражнения тепла, пробудить нашу спящую энергию Шакти или кундалини, изменяя течения апана-вайю снизу вверх. В это время тепло увеличивает темп обмена веществ в теле, исцеляя от многих недугов. И тогда, как говорится в «Хатха йога Прадипике»: «Кундалини, почувствовав жар, пробуждается ото сна, подобно змее, ударенной палкой, шипя и выпрямляясь. Как змея вползает в свою нору, так и кундалини входит в брахма нади. Поэтому йог всегда должен выполнять мула бандху».

Во время практики мула бандхи объединяются прана и апана, а также нада (тонкая звуковая вибрация, во время которой происходит соединение Шивы с Шакти) с бинду (семя, ядро потенциальной энергии).

Если попробовать объяснить эффект единения бинду и нада простыми словами, то это будет подобно молекулярному взрыву, во время которого все молекулы ДНК вмиг обретут свою историю, силу и будут запущены.

Фактически этот мощный импульс или толчок, через всю центральную нервную систему направляет всю сконцентрированную энергию  в сушумну, таким образом, очищая не только физическое тело, но астральное и ментальное. Это и есть то, что называют — подъем кундалини.

Но здесь стоит обратить внимание еще на один тонкий момент, а именно взаимодействие мула бандхи с джаландхара бандхой. Именно во время их совместного выполнения проход сушумны между муладхарой и вишудхой изолируется. Джаландхара препятствует тому, чтобы прана-вайю проходила вверх выше горлового центра, а мула направляет апана-вайю вверх. Таким образом, две «горячие» энергии встречаются в Манипуре, пробуждая ее. Пробуждение Манипуры очень важно для духовного человека, так как именно там заключен секрет реализации. Сила воли находится в нашем солнечном центре. Также в области солнечного сплетения находится место, куда стекает нектар бессмертия (амрита) и где он перерабатывается. Но, как ни странно, именно здесь же есть «рычаг управления» гипофизом (сома-чакрой), благодаря управлению которым практикующий может регулировать свой гормональный фон и амриту.

Именно благодаря этому явлению, человек перестает испытывать регулярное, неосознанное половое влечение и сексуальный импульсы. Он более не подвержен сексуальным соблазнам, его поток становится однонаправленным и постоянным. Сознание человека высвобождается и появляется место для высоких духовных переживаний.

Если практик доходит до этого состояния, то нада – божественная звуковая вибрация, звучит в нем беспрерывно.

Простыми словами – если после длительной практики мула бандхи, вы начинаете слышать божественное звучание внутри себя, значит, вы сможете управлять собой и очень многими вещами, окружающими вас. И если вы еще не достигли просветления, то оно очень близко.