Этапы просветления в классической традиции

Этапы просветления в классической традиции

Самым известным и наглядным классическим методическим пособием по буддийской медитации есть диаграмма с «путешествием погонщика слонов». Эта детальная схема отрезка Пути к самадхи и дальнейшему просветлению. Картина включает множество символических элементов, которым необходима тщательная интерпретация и применение к собственному практическому опыту – и в качестве фильтра, и для того, чтобы выделить важные вехи и зафиксировать реальные признаки изменений. В тексте максимально краткое традиционное объяснение (данное Гленом Свенсоном с перевода Лобсанга Тенпа). Используются общепринятые варианты прочтения: самадхи, випассана.

Практикующий изображён с важнейшими атрибутами – верёвкой памятования в одной руке и крюком самонаблюдения в другой. Слон символизирует ум. Чёрный цвет – значит притуплённый и вялый. Мартышка символизирует наши мысли. Чёрная – значит возбуждённая.

1 стадия – «помещение ума». Мартышка и слон на тропе опережают практикующего. То есть ум бесконтролен, но мы замечаем эту хаотичность и бесконтрольность. Эта стадия достигается силой слушания наставлений по практике. Вы способны полноценно сосредоточиться на объекте только на несколько секунды.

2 стадия – тропа размышлений. Мы осмысляем практику, вдохновляемся, погружаемся глубже. Это «последовательное помещение». Головы обезьяны и слона побелели – признак ясности и устойчивости. Действительно, появляются периоды, когда ум ненадолго успокаивается. Мы можем теперь на 1-2 минуты сосредоточиться на объекте.

3-4 стадия – тропа памятования. Верёвка памятования уже привязана к слону ума. Мы способны сосредотачиваться дольше – 5-10 минут, и при отвлечении мы быстро распознаём его, возвращаясь к объекту (развёрнутая назад голова слона). На спине у слона теперь сидит кролик. Он символизирует «тонкую притупленность, вялость» – ум недостаточно ясный, внимание притуплённое, несмотря на определённую устойчивость. Между тропинками стоит зеркало, литавры, миска с фруктами, раковина с духами и отрез шёлковой ткани. Это пять главных «дверей восприятия», и пока они распахнуты, нас отвлекают чувственные удовольствия, радостное возбуждение, связанное с ними.

4 стадия – «пристальное помещение». Памятование стало качественным, и мы способны удерживать объект на протяжении всей сессии (около 1 часа). Мы уже не теряем объект целиком, но продолжаем работать над качеством фокусировки. Отвлечения уходят всё дальше на задний план, происходит тонкая отстройка фокусировки.

На 5-6 стадиях важен крюк самонаблюдения. Используем самонаблюдение, проверяя качество своего внимания. Здесь применяют аналогию с оптимальным натяжением гитарной струны – про баланс между напряжённостью и расслабленностью, который необходимо найти. Теперь обезьяна уже сидит на дереве и держит фрукт. Это значит следующее: по мере очищения и сосредоточения ума начинает возникать множество великолепных идей, может спонтанно возникать решение разных проблем и т.п. Все эти мысли нужно отпустить и вернуться к объекту (или можно выписывать эти идеи в блокнот, очень кратко).

Далее, после тропы памятования, мы выходим на тропу усилий. Это 6-7 этапы. Это скорее энтузиазм и радостные усилия, ум, радующийся добродетели. Много пользы от практики, энтузиазм становится безграничным. Мы прощаемся с кроликом и мартышкой. На слоне осталось лишь чёрное пятнышко. Мы немедленно рассеиваем возбуждение или вялость, когда они появляются.

8 стадии характерна одно направленность ума, практика безупречна, протекает без усилий, непрерывно (по 2-3 часа за сессию). 

На 9 стадии мы устанавливаем ум в равновесии. Практикующий сидит в пещере вместе со слоном ума. Всё становится спонтанным. Мы безупречно сохраняем концентрацию не менее 4-х часов.

Но самадхи ещё не достигнута. Нам необходим переход к большей податливости ума. Подлинный переход к самадхи предполагает радикальные изменения в вашем теле и уме. Как бабочка вылезает из кокона, должны проявиться конкретные переживания и ощущения в теле. Первый знак достижения – чувство тяжести и онемения на макушке. Это случается с каждым независимо от метода. Ощущается подобно ладони на свежевыбритой голове. Это физическое ощущение – симптом некоторого сдвига в нашей нервной системе. Ум становится очень послушным и податливым. Вы можете сосредотачиваться на чём угодно, достигая наилучшего уровня умственной продуктивности. Затем вы ощущаете себя преисполненным физической энергии в теле, оно кажется сильным и лёгким как никогда прежде. Это символизирует летящий по небу человек. Как тело, так и ум, максимально податливы и идеально приспособлены для любой деятельности. Возникает исключительное переживание физического блаженства и затем умственного блаженства. Оно временно захватывает внимание, но потом утихает и внимание становится совершенно устойчивым и ясным. Это достижение самадхи. Состояние самадхи – это уровень концентрации доступа для первой дхьяны.

Вверху диаграммы мы видим, что практикующий сидит уже на спине слона, а в правой руке у него меч (меч мудрости). Это уже отражение практики випассаны. «Корень сансары отсекается единством самадхи и випассаны, постигающих пустотность. Вооружившись памятованием и самонаблюдением, ищите правильное воззрение пустотности.»

Теперь скажем о пламени, которое сопровождает практикующего. Оно символизирует количество усилий, которое нужно прилагать на том или ином этапе. В начале оно большое, затем постепенно уменьшаясь исчезает, и в самом конце пламя снова разгорается, поскольку начинается практика випассаны, где нам снова нужно прилагать усилия для того, чтобы исследовать природу реальности.