Значение Йога сутры и развенчание мифов
Йога сутра Патанджали, главный и фундаментальный текст индийской философской школы йоги, оказавший огромное влияние на восприятие йоги в Индии и остальном мире.
Их автором традиционно считается Патанджали, отождествляемый с известным лингвистом. Создание текста большинством специалистов датируется II веком до н. э.
Этот текст, вне всякого сомнения, является самым известным и самым цитируемым первоисточником по йоге. Мне известно около 20 переводов Йога сутры на русский язык и более 50 – на английский (список переводов на русский).
При этом вокруг Йога Сутры существует огромное количество мифов, распространяемых, конечно, малосведущими людьми, но от этого не менее вредных. Поэтому я начну с развенчания этих мифов.
1. Йога сутра не является единственным первоисточником по йоге. Мне известно около 150 классических трактатов по йоге. Сколько их всего, наверное, не знает никто. Скорее, Йога сутра – наиболее распиаренный в европейской культуре источник. Возможно, потому, что он был переведен на европейские языки одним из первых. Возможно потому, что его любили светила современной йоги, такие как Кришнамачарья и Шивананда.
2. Йога сутра не является самым древним произведением по йоге. Практики йоги описаны, например, в «Махабхарате», которая минимум на несколько сот лет древнее Йога сутры, а также в некоторых ранних упанишадах.
3. Йога сутра не является исчерпывающим описанием йоги. Например, из того, что уже существовало во времена написания трактата, там не упоминаются: силовые асаны, динамические практики, мудры, крийи и внутренние очистительные процедуры, чакры, значительная часть медитативных практик, тантра и сексуальные практики, бхакти- и карма-йога, техники поднятия кундалини, практики осознавания и т.д. Если же проанализировать, что из того, что входит в современный репертуар йоги, значительно пополненный архаическими, тибетскими, даосскими и суфийскими практиками, не упоминается в Йога сутре, то список будет еще больше.
4. Йога сутра не является абсолютно оригинальным произведением. В 4 главе явно прослеживаются вкрапления буддийских идей, которые, кстати говоря, не очень стыкуются с основным тестом.
5. Йога сутра не является абсолютно логически цельным произведением. Некоторые положения, при глубоком анализе, вступают в противоречие друг с другом. В отличие от аксиоматически простроенных буддийских текстов, Йога сутра напоминает скорее рекомендации опытного практика, который понимает, что разные ученики найдут в его текстах разные рекомендации.
Сказанное выше может показаться критикой Йога сутры, однако это не так.
Йога сутра является гениальным произведением, как по лаконичности написания, так и по количеству принципиально новых в истории эзотерики идей.