Чакры — что это…

Вот первый росток реализации Брахмана, достигаемой
согласно Тантрам, постижением шести Чакр в их порядке.
/Шат Чакра Нирупана/

Чакры — это прежде всего центры сознания, узловые пункты сосредоточения энергии, которые оказывают прямое и глубокое воздействие на нашу жизнь. Природа чакр и их функции имеют самое практическое значение.
От баланса и количества энергий, от того, где сосредоточена большая часть энергии, зависит  состояние и качество нашей жизни. Потоки энергии проходят по позвоночнику, по рукам и ногам, а также через энергоцентры, или чакры.
Энергия действует подобно магниту. Мы постоянно притягиваем к себе вибрации, имеющие ту же длину волны, что и чакра, из которой мы действуем. Эти вибрации переживаются нами в жизни как конкретные мысли, события и ситуации. Вибрация, которые мы испускаем, осознано или неосознанно – так же привлекают к нам определенных людей.

Практикуя йогу, мы уравновешиваем и согласовываем работу чакр

Цель заключается в том, чтобы скоординировать и уравновесить работу всех чакр — тех, которые ответственны за нужды повседневной жизни, и высших чакр, которые связаны с вселенским сознанием и расширением. Когда этот баланс достигнут, мы обретаем силу.

Чакры — сколько их всего?Чакры: строение, функции, свойства

Начнем с вопроса о количестве чакр. Некоторые йогические тексты описывают только пять или шесть чакр, некоторые — семь, есть даже версия на 8 чакр. Для простоты примем семь — это самое распространенное число.
Перечисляем все чакры снизу вверх: муладхара, свадхистхана, манипура, анахата, вишуддха, аджна и сахасрара.
Каждая из них обладает особым качеством, которое задает тон нашего взаимодействия с миром. Концепция чакр иллюстрирует целостность подхода йоги к исследованию и пониманию человека, ибо используя эти концепции, можно изучать все аспекты его бытия: ментальные привычки, характер, состояние здоровья, особенности осанки, энергетический дисбаланс и так далее.

Функции чакр и энергий

Чакры находятся в определенных зонах тела и ассоциируются с Пятью Великими Элементами т(при том, что чакр, как уже говорилось, 5-6-7-8) . Они расположены на энергетической оси тела, которая проходит вдоль позвоночника.

1.   Муладхара. Первая чакра, или чакра основы, размещена в самом низу позвоноч­ника. Она отвечает за функционирование надпочечных желез и копчикового нервною сплетения. Муладхара ассоциируется с Элементом Земли. С этой чакрой связаны прояв­ления инстинкта самосохранения: паника, страх, агрессия и обеспечение выживания.

2.   Свалхистана. Вторая чакра, находится в районе крестца. В область ее влия­ния входят крестцовое yoga - chakraнервное сплетение и половые железы. Свадхиштхану соотносят с Элементом Воды, она управляет сексуальными отношениями, чувственным удоволь­ствием и выживанием вида.

3.   Манипура. Третья чакра, расположена в районе пупка и отвечает за работу солнечного сплетения и поджелудочной железы. Ее Элемент — Огонь. Она ответствен­на за проявления властности, эго и сублимацию.

4.   Анахата. Четвертый центр, соответствующий Элементу Воздуха, расположен на уровне сердца. Он влияет на работу сердечною и легочного нервных сплетений, а так­же вилочковой железы. С этой чакрой связывают проявления любви и сострадания во всех их аспектах.

5.   Вишуддха. Пятая чакра, расположенная в основании шеи, отвечает за работу щитовидной и паращитовидных желез и глоточного нервною сплетения. Ее Элемент — Эфир, или пространство, она управляет творческими способностями, самовыражением и верой в поддержку извне.

6.   Аджна. Шестой центр, расположенный немного выше точки между бровями, от­вечает за работу сонного сплетения и мозга, а также за функционирование шишковид­ной железы. Аджня соответствует Элементу Ума, который может показаться вам немате­риальным. Однако с точки зрения йоги все, что не является чистым сознанием, — это материя, даже тонкие вибрации сознания. Эта чакра управляет самоанализом, интуици­ей и видением внутреннею «света».

7.   Сахасрара. Седьмая чакра находится на самой верхней части черепа, где рас­положен родничок. Сахасрара-чакра находится на макушке и соответствует Элементу Реальности вне формы и опыту безграничною и бесконечною осознания.

Верхние чакры имеют отношение к высшим состояниям сознания, поэтому соотно­сятся с внутренними оболочками. Нижние чакры, управляющие проявлениями инстинк­тов, соотносятся с внешними оболочками.

Yoga_all_chakrasКаналы и меридианы

Работа чакр очень зависит от состояния энергетических каналов (нади). Об одном из них уже говорилось выше, это центральный канал или сушумна. Он проходит внутри позвоночного столба. Еще два основных канала — это ида (лунный) и пингала (солнечный). Они как по объемной спирали пронизывают чакры, также привнося туда энергии с определенными свойствами. Засорения в них будут накладывать свой отпечаток на работу чакр. Так канал ида отвечает за невежество, а пингала за страсть.

Наши энергоканалы описываются как аналог нашей нервной системы, только в тонком теле. Они по объемной спирали, напоминающей резьбу, пронизывают чакры, выходя из одной чакры и входя в другую.

Практика очистки

Если говорить кратко, все мирские желания вызываются движением нечистых пран по засоренным нади, при этом, если праны двигаются по каналу пингала, эти желания проявляются вовне, если они двигаются по каналу ида, желания оказывают влияние на сознание и мышление.
Засоренность определенных каналов в чакрах означает действие нечистых энергий (вритти), присущих элементам, которые в своей тонкой форме находятся в каждой из чакр.В классической традиции есть три основных энергетических канала и такие их способы их очищения.

Ида: начинается с левой стороны копчика, проходит через все чакры, пересекаясь в каждой из них с двумя другими каналами, достигает левой стороны Аджня-чакры. Переносит энергию невежества (Тамас). Если этот канал чрезмерно активен, человек становится медлительным, неопределённым.
Ида связана с обретением мудрости и абсолютного спокойствия. Очищается практикой накопления заслуг. При очищении канала вследствие правильной духовной практики, человек чувствует сильный озноб, холод, однако, его сознание при этом ясное.

Пингала: начинается с правой стороны копчика, проходит через все чакры, пересекаясь в каждой из них с двумя другими каналами, достигает правой стороны Аджня-чакры. Переносит энергию гнева (Раджас). Если этот канал активен, человек становиться вспыльчивым, активным, «горячей головой».
Связан с обретением сверхъестественных сил и абсолютного счастья. Очищается технической практикой (преобразование энергии тепла) и медитацией, успокаивающей сознание (устранение гнева). При очищении канала вследствие правильной духовной практики, человек чувствует сильный жар, может подняться температура тела, однако, его сознание при этом ясное.

Сушумна: центральный канал, проходит вдоль позвоночника от Муладхары Чакры до Сахасрары Чакры. Переносит энергию привязанности (Саттва). Связан с обретением абсолютной свободы. Очищается изучением Дхармы.Еще раз сделаем акцент на том, что для духовного развития чакры нужно очищать, а не раскрывать или, как сейчас модно говорить, «прокачивать энергией». Ведь у большинства из нас они и без того открыты больше, чем нужно, что и обуславливает наши пристрастия. Йогины древности старались именно очистить чакры, сбалансировать и максимально поднять энергию на более высокие из них, перекрыв утечки, тем самым очистив работу сознания, преодолев пристрастия и омрачения, сделать свое восприятие реальности более совершенным…

yoga - chakra1

Стоит отметить – на какой чакре находится внимание человека, там же находится и энергия являющаяся доминирующей в его сознании на данном этапе. Эта доминирующая энергия и будет определять все поведение и поступки, мотивации и принципы в жизни. Она будет призмой, через которую человек смотрит на окружающий мир. Она определяет, в каком цвете его видит, какие действия и поступки совершает. Соответственно, чем на более высокой чакре находится внимание, тем шире человек видит мир. Тогда в его мировоззрении преобладают такие качества, как альтруизм, сострадание, любовь и самоотдача.

В зависимости от того, через какую чакру в момент смерти человек уходит из этого мира, он перевоплощается в  мир, соответствующий данной чакре и её уровню энергий.
Например, когда человек уходит из этого мира через анахата чакру, считается что он снова перевоплотится в мире людей. А если человек покидает это тело через вишудха чакру, то он перевоплотится в мир асуров или полубогов.

В «Йоге Васиштхе» так говорится об этом:
«Тенденции тенденции прошлых инкарнаций бывают двух видов – чистые и нечистые. Чистые тенденции ведут тебя к освобождению, а нечистые – к разным бедам. Несомненно, ты не инертная масса, а обладаешь сознанием. Ничто, кроме тебя самого, не заставляет тебя действовать. Поэтому ты свободен усиливать чистые тенденции, а не нечистые. Нечистые должны быть постепенно оставлены, и разум должен отворачиваться от них постепенно, чтобы не вызвать сильной реакции. Поддерживая хорошие тенденции постоянными действиями, ты усиливаешь их. Нечистые ослабляются, если их не использовать. Скоро ты увлечешься выражением хороших тенденций, в чистых действиях». 

Тут подробнее я отсылаю к легендарной практике Пхова, оставленной Миларепой для тибетской школы Карма-Кагьо, как инструменту управления процессом умирания и реинкарнации.

Немного загадочной истории чакр

Для тех, кому интересно, стоит заметить, что в текстах Вед, как и в Йога Сутра Патанджали нет понятия «чакра». Ничего не сказано о количестве чакр, их местонахождения и соответствующего символизма.

Например, вот отрывок из «Йога Татва Упанишада» (Сущность Йоги), Кришна Яджурведа (примерно V век):

Вариант на 8 чакр


Вариант на 8 чакр

83. пусть в Сушумну войдёт сознание и дыхание йогина.
Земля, Вода, Огонь, Ветер и Пространство – в этих пяти

84. элементах, управляемых пятью божествами
нужно выполнить йогину пять концентраций (дхаран).

85. От стоп до колен находится область Земли.
Земля – четырёхугольник жёлтого цвета с биджа-мантрой ЛАМ.
Задержав дыхание и концентрируясь на область Земли, читая мантры ЛАМ,

86. Медитируя на Бога Брахму – четырёхрукого, четырёхголового, золотого цвета,
пусть йогин выполняет дхарану два часа, задержав дыхание,
тогда он может контролировать элемент Земли.

87. Такой йогин никогда не погибнет от земли.
От колен до ануса находится область Воды:

88. Вода – белый полумесяц, в котором находится слог ВАМ,
Задержав дыхание и концентрируясь на месте обитания Бога Варуны, читая мантру ВАМ,

89. медитируя на четырёхрукого, подобного прозрачному хрусталю,
одетого в жёлтое одеяние, вечного Бога Нараяну,

90. пусть задерживает дыхание два часа – тогда
йогин очищает свою карму и никогда не погибнет в воде.

91. От ануса до середины груди находится область Огня,
Огонь – треугольник красного цвета, в котором находится слог РАМ.

92. Задержав дыхание и концентрируясь на элементе Огня, читая мантру РАМ,
йогин медитирует на Рудру, трёхглазого,
похожего на взошедшее солнце, выполняющего желания,

93. обсыпанного пеплом, незапятнанного,
пусть йогин концентрируется два часа – тогда он не погибнет в Огне

94. и его тело, попав в костёр, не сгорит.
От середины груди до межбровья находится одласть Воздуха.

95. Воздух – шестиугольник с биджа-мантрой ЙАМ,
задерживая дыхание и концентрируясь в области воздуха, чиатя мантру ЙАМ,

96. пусть йогин медитирует два часа на Ишвару, полного Знания, пребывающего везде,
тогда йогин будет летать в небе как ветер и не погибнет в Воздухе.

97. От межбровья до макушки головы находится элемент Пространства,

98. Элемент Пространства – в виде дымчатого круга с биджа-мантрой ХАМ.
Задержав дыхание в области Пространства и читая мантру ХАМ,

99. пусть йогин медитирует на Шанкару, Шиву, высшую точку сознания Махадэву,
Садашиву (Вечного Шиву), с телом подобным хрусталю, с месяцем в волосах,

100. десятируком, пятиголовом, трёхглазым,
держащим различное оружие, украшенном драгоценностями,

101. половина тела которого Ума,
он исполняет все желания и является причиной всех причин.
Выполняя эту дхарану йогин может перемещаться в пространстве куда угодно.

102. и в любом месте достигнет высшего самадхи.
Так нужно йогину выполнять пять дхаран,

103. от этой практики тело станет здоровым, смерть отступит от такого йогина,
и даже при растворении Вселенной он не исчезнет.

Тут явно проявляются биджа – мантры. Что же касается энергетических центров, то в тексте мы ясно видим только грубое деление тела на пять частей:

1) от стоп до колен,
2) от колен до ануса,
3) от ануса до середины груди,
4) от середины груди до межбровья
5) от межбровья до макушки.

Подробные описания появляются позднее, например они уже есть в XV веке у Свами Пурнананды в его «Шат Чакра Нирупана» (Описание шести чакр),  которые были  всего частью из обширной и не опубликованной работы о тантрическом ритуале. В данном источнике видны законченные и вполне понятные описания чакр и практик с их развитием…